Перейти к содержанию

Листенин Алексей

Пользователи
  • Постов

    17
  • Зарегистрирован

  • Посещение

  • Победитель дней

    13

Активность репутации

  1. Like
    Листенин Алексей отреагировална пост Zahlamino в Школа села Захламино   
    1937-38 уч. год
    Классный руководитель Брусянова

  2. Like
    Листенин Алексей получил реакцию от Zahlamino в Село Захламино и его обитатели (картинки довоенной жизни)   
    Рудакова (Кашина) Серафима Михайловна (в центре) и её золовки (сёстры мужа): Черепанова (Рудакова) Анна Васильевна и Рудакова Марфа Васильевна.
    1912-1913 год, за 20 лет до приезда в село Захламино
  3. Like
    Листенин Алексей получил реакцию от Zahlamino в Село Захламино и его обитатели (картинки довоенной жизни)   
    Рудаков Пётр Георгиевич (Егорович) и его мама, Рудакова (Кашина) Серафима Михайловна
    село Захламино, 1938 год
    Фотографировал Борис Брусянов
  4. Like
    Листенин Алексей получил реакцию от Zahlamino в Село Захламино и его обитатели (картинки довоенной жизни)   
    Рудаков Пётр Георгиевич (Егорович), 17 лет и 3 месяца, январь 1943 (призыв в армию)
  5. Like
    Листенин Алексей получил реакцию от Zahlamino в Село Захламино и его обитатели (картинки довоенной жизни)   
    Рудаков Пётр Георгиевич (Егорович), село Захламино, 1938 (13 лет - первая фотография)

  6. Like
    Листенин Алексей получил реакцию от Zahlamino в Село Захламино и его обитатели (картинки довоенной жизни)   
    Вспоминает Рудаков Пётр Георгиевич, житель с. Захламино с 1933 до 1940 года:
     
    Село Захламино расположено на правом берегу реки Иртыш, на расстоянии около 4-5 км от города [Омск].
     
    По прибытии на место мы первые дни жили в землянке у казачки Анфисы (Физы) Волошиной, зажиточной по тем голодным временам. В этой землянке она в одной половине держала овечек, а во второй половине жили мы. Потом мы перебрались в самануху (землянку из самана) к вдове Макаровой и лишь осенью [1935], когда мать устроилась в школу, перебрались в нормальное жильё.
     
    Отчим был специалист на все руки. Для деревни нужный человек: он был столяр, плотник, печник, и не отказывался ни от какой работы. У матери была швейная машинка и поэтому она без работы не сидела. Так мы прожили до весны, а весной 1934 года нас приняли в колхоз.
     
    Летом 1935 года мать из колхоза направили уборщицей в школу, отчим стал сторожем, завхозом и плотником в школе.
     
    В селе жили самые разнородные, разночинные люди.
     
    В основном Захламино до революции было казачьим селом. Там жили сибирские казаки. После войны 1914 г. появилось около 5 семей. Военнопленные австрийцы, чехи, венгры остались в России и обзавелись семьями, а один из них стал даже председателем колхоза. Гуменный [Павел] возглавлял колхоз до 1937 г., а потом его замели в годы ежовщины.
     
    Казачьи семьи — Волошины, Алексеевы, Рыбины, Вяткины, Глуховы и другие были основными жителями. Рядом с нами жили Темиревы, Голиковы, Москвины, Заливины, Макарьевы. Отца Темиревых увезли осенней ночью 1937 г. и он пропал, т.к. был без права переписки.
     
    После Гуменного председателем стал партийный человек из тех 25.000, что были направлены в село. Его фамилия [была] Трос. Жил он в городе, в село приезжал поздно, для чего использовал колхозного рысака. Хозяйство знал плохо, да по моим, даже детским понятиям, он не вникал в дела колхозные. Делами колхоза тогда руководил бригадир Коровин Матвей.
     
    Как Коровин дядя Матя
    Высоко себя считат,
    Как колхозник коня просит —
    Из конторы выгонят!
     
    Про Троса колхозники пели частушку:
     
    Председатель, фамилия Трос,
    На воронке катается,
    У Сибаки вверх ногами
    В озере купается.
     
    Ещё два чудака деревенских. Одного звали Рыбин Василий. Пил он по-чёрному. Как напьётся, то и кричит на всю деревню: «Всех запалю!» Его так и прозвали: Вася Палига. В отечественную войну он удрал с фронта и был расстрелян как дезертир [1].
     
    Был ещё один чудак, тоже Рыбин, но звали его Андреем. Лет несколько тому назад, примерно в 1928-29 годах, он в церкви затеял спор с псаломщиком о 3-х копейках. Кричал на всю церковь: «Андай мои три копейки!» Так его и прозвали Андаем, а семью с тех пор так и звали Андаевы.
     
    Было несколько вдовиц весёлого нрава. Жёны у них всегда находили своих мужей и, конечно, скандалы на всё село. Так, славилась некто Наталья по прозвищу Кузенька Изюминка, была Григорова Вера, которую парни с ухажёром вместе закрыли в бане (подпёрли двери), а в трубу напихали сено, подожгли его и трубу прикрыли.
     
    Был ещё один старый чудак. Его звали Дедка Рыжих — пил по-чёрному, даже денатурат, который продавался как средство розжига примусов и керогазов. Так этот дед сам пил денатурат и к этому приучил своего внука (5-6 летнего). Впоследствии этот внук сгорел от денатурата.
     
    Летом 1936 или 1937 г. мать ушла из школы и пошла работать в колхоз. Работала поварихой в детских яслях, а весной и летом была поварихой в тракторной бригаде, почти каждое лето. Трактористы всю посевную, сенокос, уборку урожая и осеннюю вспашку жили постоянно в поле. Естественно мы с братом уже подросли и также работали в колхозе.
     
    Летом 1940 года по окончанию неполной средней школы села Захламино, получив свидетельство о 7-летнем образования (Н.С.Ш.), я подал заявление в Омский железнодорожно-строительный техникум НКПС на механическое отделение. В сентябре был зачислен на 1-й курс в группу М-4 и перешёл жить в общежитие техникума в г. Омск на ул. Лобкова, дом 1, а затем ещё жил и в другом общежитии по ул. Кагановича, дом 2.
     
     
    [1] Рыбин Василий Михайлович, 1898 года рождения. Родился: Омская область, Кагановичский район, село Захламино. Место службы: 39 Запасная стрелковая бригада. Приговор военного трибунала: 10 лет ИТЛ 1.07.1942.
  7. Like
    Листенин Алексей получил реакцию от Zahlamino в Школа села Захламино   
    Голикова Лидия Абрамовна (1922)
     
    Голикова Лидия Абрамовна родилась 23 февраля 1922 года в городе Хабаровске. Окончила педагогическое училище, а затем учительский институт. Работала учителем начальных классов в школе № 83, в Захламино. В 1941 году, когда ей было 19 лет, Лидию Абрамовну взяли в армию. Одели ей большие ботинки 45 размера, вместо 36, балахоны, посадили в вагоны и отправили в направлении на запад.
     
    Во время Курской битвы были перевезены на Дальний Восток. Служила в 606 батальоне аэродромного обслуживания. Работала писарем в автороте. Принимала участие в войне с Японией. Когда начались военные действия с Японией, их батальон перевели в Китай, в город Таонань. На машинах их везли через пустыни Монголии, где было очень мало еды. В Таонане они узнали об окончании войны. Демобилизовавшись из Китая, вернулась на Родину в звании младшего сержанта, командира отделения.
     
    Имеет Орден «Отечественной войны 2 степени» и 2 юбилейные медали за войну с Японией.
     
    Лидия Абрамовна вырастила двух сынов и дочь.
     
    Информация с сайта: http://wiki.obr55.ru/
     
    https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_yubileinaya_kartoteka1519282309/
     
    Мой комментарий: семьи учителей нужно постараться найти, т.к. у них могут храниться фотографии классов, учеников, выпускников.
  8. Like
    Листенин Алексей получил реакцию от Zahlamino в Схема села Захламино   
    Вспоминает Рудаков Пётр Георгиевич, житель с. Захламино с 1933 до 1940 года:
     
    В селе Захламино было 4 улицы: Главная — протянулась через всё село. К ней с боков примыкали улицы Береговая и Заозёрная. В центре села было небольшое озерко и заканчивалось улицей Забегаловкой.
     
    На улицах Береговой и Заозёрной дома располагались в один ряд. Береговая стояла на высоком обрыве и её ежегодно съедал Иртыш во время паводка.
     
    В 1949-50 годах центральную часть села заняли различные объекты строящегося нефтезавода и завода СК (синтетического каучука), а жителей этой части деревни переселили во вновь построенные бараки, и лишь через несколько лет из бараков они переселились в Новостроевский посёлок, где разрешено было строить частные дома. Там же в это же время [в 1953 году] был построен и дом моей матери на ул. Новостроевской 40а.
  9. Like
    Листенин Алексей получил реакцию от Zahlamino в Схема села Захламино   
    Схема села Захламино. Нарисовал мой дед, Рудаков Пётр Георгиевич (Егорович) (9.10.1925 — 3.09.2009), который жил в этом селе с зимы 1933-1934 года до сентября 1940. До 1953 года здесь жила его мать: Рудакова (Кашина) Серафима Михайловна (11.08.1893 — 12.06.1973).
     
    На схеме указаны: церковь, сельсовет, магазин, Центроспирт, школа, дом председателя колхоза, моторно-тракторная станция, радиостанция РВ 44 (49 ?), правление колхоза и усадьбы, дом Анфисы Волошиной, дом вдовы Макаровой, дом Рудаковых, улицы Главная, Береговая, Заозёрная, Забегаловка.
  10. Like
    Листенин Алексей получил реакцию от Zahlamino в Школа села Захламино   
    Вспоминает Рудаков Пётр Георгиевич, учащийся школы с. Захламино в 1934-1940, выпускник 1940:
     
    В 1935 году, школа, ранее только начальная, была преобразована в неполную среднюю школу с 7-летним образованием.
     
    Ранее школа занимала два дома кирпичных — атамана и его брата, а летом 1935 года эти дома соединили деревянной перемычкой. Для этого была разобрана церковь, и брёвна пустили на строительство деревянной вставки, где было образовано две классных комнаты.
     
    Летом 1935 года мать из колхоза направили уборщицей в школу, отчим стал сторожем, завхозом и плотником в школе.
     
    Тем же летом в школьном дворе появился сарай для дров, конюшня для коровы, подаренной школе от колхоза. В конюшне  держали лошадь, корову, свиней. Колхоз выделил школе большую площадь под огороды и землю для посадки картофеля (примерно 1 гектар, два участка по 0,5 га). На этом участке росла капуста, морковь, свекла и другое, и даже помидоры. За этим огородом (в основном полив) следили ученики, начиная с 3 класса. Школа в поле сажала картофель и всё это шло на школьные обеды. В школе были в то время организованы бесплатные горячие обеды для всех школьников. Продукты, кроме картофеля и овощей, все выделял колхоз: крупы, муку, мясо, масло и др.
     
    2 или 3 года мы жили в школьном дворе, рядом со школьным сараем, в каркасной избе, которая была построена из досок для проживания рабочих-строителей школы.
     
    Осенью 1934 года мы с братом пошли в школу. Я пошёл сразу во 2-й класс, минуя первый, а брат в 3-й класс.
    Учительницей моей первой была Мария Павловна Брусянова — жена директора школы.
     
    Литературу и русский нам преподавала Людмила Ивановна Ермакова. Немецкий язык и математику — Эдуард Карлович Эйхе[1]. Химию — Михаил Лазаревич Куринский. Ботанику и зоологию — Плыско, а вот как звали её, забыл. Семён Иванович Ермаков вёл у нас уроки пения, физкультуры и труда.
     
    После окончания занятий в школе нас всех отправляли на работу в колхоз. Младшие классы работали на прополке хлебов, а потом на сборе колосков. Старшие классы 5-6-7 выполняли более серьёзные работы. Одно лето я был подпаском у свинопаса, потом позднее приходилось пасти коров, а в 1939 году осенью даже пас жеребят, конечно в роли подпаска, а пастухи были из пожилых, как мы считали, из стариков в возрасте 50-60 лет. Летом 1939 года даже работал на сенокосе, сгребал сено на конных граблях, а осенью на уборке урожая — отвозил зерно от комбайна на ток.
     
    В школьные годы я дружил с Брусяновым Борисом (сын директора школы), Плотниковым Геной, Макарьевым Виктором, Негодяевым Гришей, Шумовым Владимиром, Рыбиными Александром и Володей, Банниковым Мишей, Красавиным Володей, Ермаковым Герой, Федотовым Вовой, Кутергиным (Курочкиным ?) Виктором. Из девчонок почти никого не помню, кроме Ермаковых Людмилы и Ариадны, Решетниковой Риммы, Москвиной Веры, Заливиной Марии.
     
    Из школьных друзей запомнились такие фамилии: Ермаковы Гера и Ара, Иван Глухов,  Маталасов Аркаша, Темиревы Николай, Владимир, Тана, Вера, Голиков Вова, три друга, о которых пели частушку:
     
    Вася Рыбин, Курочкин и Федотов Вова
    Водку пьют, махорку курят, это уж не ново
     
    Вместе с нами в школе учились братья Вяткины Саша и Вова, а их мать звали Елена и про них говорили — Ленин Вова, Ленин Саша. Был  ещё Миша Банников, Валя Осколкова, Шумов Владимир, Домрачева Анна, Болок  Анна. Её отец был взят в плен в войну 1914-1918 гг. и жил в Захламино. Председатель колхоза был Гуменный (Павел ?) (по-моему, он был чех), а его сын Андрей учился с нами в школе. Постоянным моим другом был Плотников Гена.
    Летом 1940 года я в колхозе уже не работал, т.к. школу закончил и подал заявление в Омский железнодорожный строительный техникум и готовился к сдаче вступительных экзаменов.
     
    Вместе со мной в техникум поступил один из моих школьных товарищей — Плотников Гена. Другие школьные друзья разбрелись, кто куда. Кто на курсы механизаторов, кто в ФЗО. Так мы и расстались.
     
    После войны в село вернулось очень мало из тех, с кем я учился в школе.
     
    На фронте погиб Борис Брусянов — под Калининым, Гриша Негодяев, Виктор Макарьев, Александр Рыбин, Ермаков Гера и многие другие. Редко бывая уже после войны в Омске, я о судьбе многих почти ничего не услышал.
     
    Уже после войны умер капитан Шумов Владимир, служивший во Внутренних войсках[2].
     
    Школьная любовь соединила судьбы Рыбина Володи и Осколковой Вали. Они были преподавателями в школе, где учились мои племянники.
     
    После войны я неожиданно получил письмо от Геннадия Ивановича Плотникова. Он был на 1 год старше меня и его призвали в армию осенью 1942 года и направили в ЛВМУ — Ленинградское военно-медицинское училище, оно размещалось тогда в Омске. После обучения был направлен в действующую армию. Войну закончил в Прибалтике. Там же женился и остался в Каунасе.
     
    Работая на строительстве Игналинской атомной станции в Прибалтике, я имел возможность поехать в Каунас и до сих пор жалею, что этого не сделал, а сейчас это уже другое государство и туда уже не поедешь.
     
    В один из приездов после войны в Омск, примерно в 1946 году, случайно на улице города встретил хорошего школьного товарища — Волошина Сергея Андреевича. Он был призван в армию осенью 1942 года, окончил 2-е Омское пехотное училище, воевал в Сталинграде, на Украине, войну закончил в Румынии. В госпитале гор. Одессы нашёл свою любовь. После демобилизации в 1946 году приехал с женой в Омск и работал на заводе «Красный пахарь».
     
    Эта мимолётная встреча была последней. Где он и что с ним, не знаю. Были мы тогда слишком молодыми и всем таким встречам не придавали серьёзного значения. Связи обрывались и хотя позднее об этом приходится жалеть, но уже поздно что-то сделать. Как говорят, поезд ушёл.
     
    Дочь свою назвал Ольгой в память о сестре Сергея — Волошиной Ольге Андреевне. Она одна и воспитывала Сергея. Родители их были репрессированы и где-то погибли.
     

    [1] Эйхе Эдуард Карлович, 1897 года рождения. Место рождения: Лифляндская губерния, Мисовская волость, Веровский уезд. Эстонец. Образование высшее, учитель средней школы. Место проживания: Омская область, Кагановичский район, село Красноярка. Арест: 25.06.1941. Осужден 31.10.1941 Омский облсуд. Обв. по ст. 58-10 ч. 2 УК РСФСР. Расстрел 26.12.1941. Реабилитация 31.08.1992 прокуратурой Омской обл. Источник: Книга памяти Омской обл.
    [2] Шумов Владимир Николаевич, 1923 года рождения. Родился: Омская область, Кагановичский район, село Захламино. Место службы: 112 гвардейский стрелковый полк. Гвардии капитан. Награждён двумя орденами Красной Звезды, орденом Красного Знамени, орденом Александра Невского.
×
×
  • Создать...